Наиболее совершенным методом управления послеоперационной болью является создание специализированных организационных структур, которые на основе динамического мониторинга боли обеспечивают наиболее адекватное ее лечение. Начало 1990-х годов ознаменовалось самым пристальным вниманием к проблемам острой боли и поиску путей ее устранения.
В 1990 году в Великобритании были предложены рекомендации по улучшению лечения острой боли после хирургических вмешательств. Рабочая группа по проблемам острой боли Международной ассоциации по лечению боли и Агентство по политике в области охраны здоровья и социальных служб США опубликовали два клинических исследования по лечению острой боли, включая и послеоперационную, в которых впервые была поставлена проблема систематической оценки интенсивности боли у пациентов и создание служб острой боли. После этого во многих клиниках США подобные службы были созданы для внедрения в лечебный процесс новых, более совершенных лечебных комплексов, при которых обеспечивают круглосуточное наблюдение за пациентами, ощущающими боль. Эту практику успешно реализуют в ряде европейских стран, особенно в скандинавских странах и Великобритании.
Несмотря на некоторые различия в организации, работа служб острой боли в различных странах построена на одинаковых принципах: оценку планируемого метода обезболивания проводят с каждым пациентом до операции, обеспечивая пациентов инструкциями по использованию простых познавательно-поведенческих техник; рутинную оценку интенсивности боли наряду с другими витальными функциями проводят до того, пока их изменения не стали угрожающими; раннее начало лечения боли; одновременно используют медикаментозные и немедикаментозные методы обезболивания; метод обезболивания выбирают в зависимости от клинической ситуации, его изменение — в зависимости от реакции больного; обеспечивают преемственность лечения боли после выписки больного из стационара.
Доказательные принципы функционирования служб лечения острой боли (уровень)
• Предоперационные подготовка и обучение пациентов, знание базовых принципов обезболивания персоналом являются положительными моментами для обезболивания.
• Организация и функционирование служб лечения острой боли улучшает качество обезболивания и снижает риск развития побочных эффектов.
• Образование персонала и использование рекомендаций повышает эффективность оценки боли, обезболивания и выбора технологий аналгезии.
• Даже простые методы обезболивания эффективны, если уделяют достаточное внимание обучению персонала, правильности заполнения документации, оценке рисков больного, соблюдению рекомендаций и установок лечебного учреждения.
• Успешное управление острой болью подразумевает тесное сотрудничество всего персонала, который имеет к этому отношение.
По инициативе и под непосредственным руководством клиники анестезиологии и интенсивной терапии ДГМА (руководитель клиники — чл.-корр. НАН и АМН Украины, профессор Новицкая—Усенко Л. В.) в областной клинической больнице им. И.И. Мечникова г. Днепропетровска (главный врач — профессор Павлов В.А.) организована первая в Украине служба лечения острой послеоперационной боли у хирургических больных (приказ № 109 от 17.04.2000 г.). Ежегодно в клинике проводят более 10 000 оперативных вмешательств. В первый год службой лечения острой боли были охвачены лишь 11,5 % наиболее крупных оперативных вмешательств в ортопедии, гинекологии, абдоминальной хирургии и спинальной нейрохирургии. Итоги первого года работы службы превзошел ожидания и доказал свою эффективность: средняя интенсивность боли снизилась практически в 2 раза; длительность периода, когда интенсивность боли превышала 30 мм по ВАШ, сократился на 8 ч, время максимальной боли — на 10 ч; значительно расширилось использование регионарных техник аналгезии; повысилась удовлетворенность больных.
Службы лечения острой боли
Эта страница была опубликована 07.03.2011.
Метки: анестезиология
Метки: анестезиология